- устная речь
- УСТНАЯ РЕЧЬ — один из древнейших способов человеческого общения и употребления языка. Акты У р. характеризуются целями говорящего, временем й местом; зависят от опыта его речевого общения (совокупности знаний и навыков), от его социального и культурного статуса, от его психологических и биологических особенностей. У р. подчиняется правилам и конвенциям речевого общения, принятым в данном обществе, и культуре в конкретную историческую эпоху. Природу У р. изучают лингвистика, психология, психолингвистика, риторика, теория коммуникации, философия языка и философия речевых актов, а также семиотика и биология (физиология). У р. отличается признаками индивидуальности, субъективности; она личностна и в ней могут проявляться эгоцентрические тенденции. Модальные свойства У р. легко распознаются, когда говорят от первого, второго или третьего лица. Весьма обоснованной оказывается гипотеза о врожденной речевой способности, подкрепляемая данными о специфическом строении аппарата речевой артикуляции и характере произношения. Как полагал Ф. де Соссюр, фонационный строй У р. есть результат мышечной динамики голосового и слухового аппаратов человека. «Дар речи» глубоко укоренен в теле и имеет выраженную генетическую зависимость.С культурно-исторической точки зрения, развитие У р. прошло ряд фаз. На начальных фазах звуки вплетены в ткань' телодвижений и сопровождают отдельные жесты-указания. Звуки, звукосочетания и подражательные действия — основа архаической коммуникации и ритуалов охоты, жертвоприношения и т.п. Именно с ними связывают зарождение человеческих способностей к имитации и говорению. На следующих фазах развития У р. звуки выстраиваются в последовательности и приобретают интонационную окраску. Наборы звуков уже содержат комбинации гласных и согласных, произносимых с определенной интонацией или смыслом. Интонационный строй выражает настроение человека, его намерения, оценку того, с чем (с кем) ассоциируются звуки. Действительно, напр., при общении людей, говорящих на разных языках, интонационные приемы способствуют достижению взаимопонимания. Длительный процесс накопления фонационного опыта корректируется за счет совершенствования звукосмысловых средств и форм, за счет обогащения новыми звукосочетаниями и разнообразия словаря. У р. становится основой фольклорной традиции, изустной передачей всего пережитого одним поколением людей др. Членораздельная речь человека эпохи неолита уже отличается конвенциональными достоинствами, включая элементы изобразительности и символизма. Активность У р. выражается в подготовке и осуществлении целесообразного действия. Лингвистический и психолингвистический подход к У р. раскрывает ее фонетические, синтаксические, лексико-семантические и прагматические свойства. Так, звукам и звукосочетаниям, не имеющим никакого смысла, нельзя приписать значения вербальных или знаковых форм У р. Свои лексические качества звуковой строй У р. приобретает в актах общения и употребления языка. Язык по отношению к У р. является общезначимой, коммуникативной «системой отсчета» и определяет глубинный механизм воспроизведения как в форме внутренней, так и в форме внешней речи. Таков, в частности, субъектно-предикатный принцип построения У р. Звучащее слово, как действие, превращается в эффективное средство достижения целей. Так, риторика речи разъясняет, каким образом можно навязать свои соображения др. людям (убеждая, упрашивая, приказывая, запрещая, воодушевляя и т.п.). Поэтому в У р. могут возникать синтаксические и семантические деформации ее внутренней и внешней формы (фрагментарность структуры предложения, смысловое преувеличение или преуменьшение, переход от одной тональности звучания к др. и т.п.). Чтобы добиться эффектов выразительности, убедительности или доказательности, в У р. используется эмоционально-образные и фигуральные средства (метафоры, метонимии, синекдохи, ирония и др. тропы). Стилистика У р. предполагает разнообразие оттенков эпического, драматического, романтического и др. жанровых оттенков художественного чтения. Разнообразные приемы У р. получили дифференцированную разработку в современной теории речевых актов.ЮМ. Шилков
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.